Слово «тихая» в заголовке этой статьи взято в кавычки, поскольку речь пойдет о весьма «громких» туровых звуковых системах, где в последнее время действительно происходит революция. Зачинщиком этого является итальянская компания Powersoft, представившая на рынок турового оборудования новый класс усилителей — цифровые усилители мощности Digam, которые незамедлительно начали менять привычные представления о том, что такое туровый усилитель.

Прежде чем мы начнем разговор непосредственно о представлениях и понятиях, сложившихся в туровой индустрии, и о том, как тяжело люди отказываются от своих привычных представлений, давайте познакомимся с виновниками «торжества» поближе. Компания Powersoft была основана в 1995 г. Она включает два основных подразделения: Powersoft Mobility & Communications, которая занимается разработкой, производством и продажей оборудования и программного обеспечения для служб управления дорожным движением (Traffic Management) и соответствующих коммуникационных систем; и Powersoft Pro Audio Equipment, которая разрабатывает и продает профессиональное оборудование для звуковой индустрии — цифровые усилители мощности Digam и управляющее программное обеспечение для них, модули цифровых усилителей для производства активных громкоговорителей, согласующие устройства для систем публичного оповещения и трансляции (Public Address). Вся научная работа, проводимая Powersoft в области разработки новых технологий, происходит в тесном сотрудничестве с Флорентийским университетом.

Торговая марка Digam уже достаточно хорошо известна на западном рынке турового оборудования и медленно, но верно начинает отвоевывать жизненное пространство у признанных лидеров и на бескрайних просторах нашего отечества. То, что предлагает Power soft под этой торговой маркой, с первого взгляда может показаться совершенно нереальным, но ряд концертов (в том числе недавние концерты Роберта Планта (ex-Led Zeppelin) и Алсу, прошедшие в московском спорткомплексе «Олимпийский»), озвученных туровой компанией AB Sound, выбравшей комплект усилителей Digam для своей системы, подтверждает, что речь все-таки идет о чем-то материальном. Но довольно интриги, перейдем к делу. Powersoft выпускает три серии усилителей Digam: серия D, серия Q и серия Digam. В серии D представлены 2-канальные усилители мощностью от 0,75 до 2 кВт (на канал). Серия Q представлена пятью 4-канальными усилителями мощностью от 750 до 1250 Вт (на канал), а серия Digam включает в себя три 2-канальных усилителя мощностью от 1,5 до 3,5 кВт (на канал). Что же здесь необычного? — спросите вы. 7-киловатный усилитель — это давно не новость, не говоря уже о других, менее мощных моделях. Вы правы, но только отчасти: такой мощностью уже действительно никого не удивишь, но представьте себе 7-киловатный усилитель размером с традиционный рэковый прибор и весом 9,5 кг! Представили? Если не смогли, взгляните на картинку. Вес усилителей в условиях туровой работы — фактор весьма немаловажный. Транспортировка, разгрузка и погрузка большого турового аппарата — это, пожалуй, одна из основных сложностей. Суммарный вес усилителей, необходимых для озвучивания стадиона, может достигать 800 кг и более. Те, кто хоть раз принимал участие в постановке такого аппарата, наверняка до сих пор хранят воспоминания об этом событии: «Мы их таскали, таскали…»

Так выглядит рэк с усилителями (всего 9 усилителей Digam), обслуживающий целый портал акустических систем (фото сделано во время подготовки к концерту Алсу в московском с/к «Олимпийский»).

А теперь представьте себе, что все усилители 100-киловатной системы — это всего два рэка общим весом 140–160 кг! Не может быть? Может. Если это усилители Digam. Но малый вес — это не только сбережение людских ресурсов и снижение расходов на транспортировку, это еще ряд новых, более выигрышных технических решений. Например, при использовании подвесных кластеров возникает необходимость в очень длинных кабелях Speakon. К 20-киловаттному кластеру приходится тянуть шину в обхват кистей рук толщиной. Много кабеля — это опять же лишний вес, лишнее место при транспортировке, а длина кабеля — это определенные электрические потери. Если использовать Digam, то все усилители кластера можно подвесить вместе с самим кластером и ограничиться только подводом сигнала. Какой выигрыш дает такое решение, вы, наверное, себе представляете. Но здесь предвижу логичный вопрос — подвеситьто мы их подвесим, а как же контроль? Контроль такой системы — это еще одно «ноу-хау» Powersoft. Работу каждого усилителя контролирует встроенный микропроцессор. Он управляет всеми процессами и плюс к этому дает большое количество дополнительного сервиса: управление кроссоверами, контроль мощности, самые разнообразные защиты и прочее. Если это все делает один микрокомпьютер, то почему не объединить все микрокомпьютеры системы в одну сеть с головным контролем и управлением? Сказано — сделано. При помощи специальных согласовывающих устройств все усилители Digam могут быть подключены к одному главному компьютеру, откуда будет осуществляться полный контроль над системой. Удобно? Не то слово.

При таком подходе не нужно бегать к каждому усилителю при настройке, ставить усилители на сцене таким образом, чтобы можно было наблюдать за их световой индикацией и прочее. Сами усилители могут быть расположены где угодно, хоть на тех же кластерах, если это необходимо, а управление ими будет осуществляться из компьютера, туда же будет поступать и вся информация об их работе. Для таких систем Powersoft разработала специальное программное обеспечение. Идем дальше. Каждое оборудование нуждается в сервисе. Электроника есть электроника. Что делать, если в туре один из усилителей начал давать сбои? Отложить его в сторону до возвращения домой, а потом отправляться в сервисный центр для установки причины. Именно так и приходится поступать с обычными усилителями. Но Powersoft предлагает свое решение этой проблемы — дистанционная диагностика. Для определения причины сбоя нужно всего-навсего связаться с сервисным центром и передать код ошибок через модем, подключенный к специальному порту усилителя. По этому коду специалисты сервисного центра легко вычислят неполадку и, вполне возможно, даже смогут ее исправить дистанционно! Разумеется, никто еще не придумал, как можно дистанционно заменить вышедшую из строя деталь, но с виртуальной составляющей усилителя таким образом вполне можно разобраться. Такой сервис выглядит достаточно фантастично, но все необходимые для него возможности в усилителях Digam уже заложены. Дело осталось только за самими сервисными центрами. Кстати, в России такой сервисцентр уже существует.

Все, о чем мы говорили выше, — это только те инновационные решения, которые лежат на поверхности. Что они дают на практике? С таким вопросом я обратился к Александру Балабану, техническому директору Алсу и директору туровой компании AB Sound. Не так давно эта компания закупила новый туровый комплект общей мощностью 100 кВт и укомплектовала его усилителями Digam. Вот что он нам рассказал:

Когда мы стали подбирать оборудование для нового комплекта, то нам был предоставлен очень большой выбор. В принципе по бюджету нам подходили любые решения, включая самые именитые марки. Но как вы понимаете, такие средства тратятся не часто, а работать с этим комплектом придется достаточно долго, поэтому мы решили посмотреть, что на этом рынке предлагается нового. Таким образом вышли на Digam. То, что предлагалось «на словах», нас заинтересовало, и мы провели ряд испытаний, включая сравнительные тесты с традиционными усилителями. В результате этих тестов мы пришли к выводу, что по звуку большой разницы между традиционной и цифровой схемами нет, но по некоторым другим показателям усилители Digam обладают целым рядом существенных преимуществ. Первое и, наверное, основное преимущество именно в туровой работе — это нечувствительность усилителей к спадам напряжения в сети. Проблемы с питанием возникают на большинстве концертных площадок. Потребляемая мощность концертного аппарата достаточно велика, и такую нагрузку без проблем выдерживают далеко не все сети. У нас в стране вообще найдется немного площадок, построенных с учетом современных требований концертной работы. Падение напряжения в сети на 10—20 В приводит к потере мощности звука примерно на треть. То есть при нестабильном напряжении из 50 киловатт звука остается 35—40. Когда это происходит, возникает вопрос — зачем мы тогда это все везли, если требуемой мощности все равно не получили? Но сделать практически ничего нельзя. Если поставить «меньший звук», то сеть, возможно, и справится, но нужной мощности все равно не будет, а если поставить еще большую мощность, то общие потери будут еще больше. Замкнутый круг.

Александр Балабан, технический директор Алсу и директор туровой компании AB Sound за звукорежиссерским пультом.

Сейчас мы отработали уже порядка 10 больших концертов с усилителями Digam, и благодаря большому диапазону рабочего напряжения и потребляемого усилителями тока таких проблем вообще не возникает. В этом новая система имеет просто колоссальное преимущество. Если раньше нам постоянно приходилось бороться с проблемами, то теперь мы просто включаемся и работаем. Сюда также следует добавить, что сами усилители потребляют гораздо меньше энергии. КПД у Digam равен 95%, и только 5% уходит на нагрев. Такие показатели вообще недоступны традиционным усилителям. Меньшая мощность подводимого питания позволяет использовать силовые кабели меньшего сечения. Эта проблема выглядит абстрактно до тех пор, пока вы не увидите разницу между силовым кабелем с сечением 16 квадратов и кабелем с сечением 6. Стометровый кабель в 16 квадратов весит порядка 300 килограмм! Снижение веса силового кабеля, кардинальная разница в весе самих усилителей — все это огромная экономия средств и, главное, человеческих сил. Также цифровые усилители практически не подвержены наводкам, что тоже немаловажно, поскольку на концерте работает большое количество светового оборудования.»

Можно очень долго спорить о звуке, но при этом никогда не стоит забывать, что туровая система — это не студия и не Hi End. В туровой работе результат складывается из многих факторов. По соотношению затрат и качества звука, с учетом всех сопутствующих и мешающих факторов, цифровые усилители выходят в безоговорочные лидеры.

Ко всему вышесказанному могу добавить, что на концерте Роберта Планта, прошедшем в спорткомплексе «Олимпийский», использовалась PA-система компании AB Sound. Я слышал много самых разных мнений по поводу звука на этом концерте, но, по словам очевидцев, и сам Плант, и его звукорежиссер Рой Вильямс остались звуком довольны. Что касается других специалистов, то в отношении звука цифровых усилителей их мнения сильно разнятся, но это и неудивительно — слишком трудно люди расстаются со своими убеждениями. Так было и раньше, когда в свет выходили другие революционные приборы, менявшие общепринятые представления и сложившийся порядок вещей. Так было и с первыми цифровыми системами звукозаписи — что только про них не говорили! — но это никак не смогло повлиять на ход эволюции музыкального оборудования, и сегодня цифровые системы — вещь более распространенная, нежели аналоговые «штудеры» и «таскамы». Так или иначе, но то, что инновационные системы звукоусиления Power soft открывают новую страницу в истории турового оборудования, очевидно. Возможности этих усилителей сегодня многим кажутся нереальными, но, размышляя об этом, давайте не будем забывать, что на дворе третье тысячелетие.

На выставке «Музыка-Москва-2002» помимо усилителей Digam было представлено еще несколько новинок от Powersoft, которые привез лично президент компании Карло Ластруччи. В их числе новое программное обеспечение, согласующие устройства, устройства-программаторы и новые DSP-платы для модулей звукоусиления Digi Mod1000 и DigiPower3600. О том, что такое усилительные модули, DSP-платы и программаторы, а также о том, как при помощи этих устройств можно построить идеально «ровную» активную АС, читайте в следующем номере нашего журнала.

  • Опубликовано в журнале "In/Out" №41
  • Автор Александр Хорев
  • Фото Станислав Фарботко